Когда на одну и ту же вакансию претендуют двое - мужчина и женщина - работодатель скорее предпочтет мужчину.  При этом у претендентов могут быть примерно одинаковые достоинства и единственным «перевесом» мужчины станет его пол. Увы, так устроен бизнес: его придумали мужчины, они же написали все писаные и неписаные законы бизнес-сообщества. Это их мир! Однако нам, женщинам, тоже хочется играть в этом мире отнюдь не роль веника в углу, а очень даже существенную роль. Увы! Мужчин не только охотнее берут на работу. Они еще и частенько обставляют и обыгрывают нас в офисных играх. Как научиться обыгрывать мужчин?
На первый взгляд, все просто - надо изучить их правила игры. На деле же все сложнее. И мне кажется, нет более подходящего учебника для начинающих business woman, чем воспоминания и мемуары заядлых карьеристок.
Мне нравятся книги, написанные такими женщинами. Рассказы о бедном детстве перемежаются радужными воспоминаниями о работе курьершей; описания первого в жизни вечернего платья плавно переходят в цитирование по памяти меню первого делового ужина, который состоялся в 1968 году… Я попыталась систематизировать полезные советы и секреты деловых женщин. Получилось 8 основных советов. Итак… Правило №1: Не бойтесь говорить!
Вы никогда не задумывались о том, что миф о женской болтливости сильно преувеличен? Давайте хорошенько подумаем и проанализируем - действительно ли мы так уж много говорим на работе?
Пример № 1. Вы - на совещании у шефа. Предположим, вы знаете каким образом можно поднять уровень продаж, провести блестящую рекламную акцию или выиграть тендер. Но вам кажется, что если вы выступите - вас засмеют, а шеф, гневно сверкнув очами, покрутит у виска. Вы нервно рисуете закорючки в блокноте и грызете карандаш. После совещания - прохаживаетесь по отделу энергичными шагами и громко обсуждаете с коллегами плюсы и минусы своего предложения. Наконец вы «созреваете». Утром уверенно садитесь за стол для совещаний, поправляете прическу и… слушаете бодрый мужской голос, озвучивающий ваши идеи. Удивлены? Напрасно. Мужчины всегда играют без правил! Главное для них - победа, причем любой ценой. Вы же не успели запатентовать свою идею и получить на нее авторские права?
Вывод. Свои идеи до их официального оглашения всегда держите при себе! Авторские креативные разработки защищайте в рабочем компьютере паролем. Бизнес - это игра по мужским правилам. А мальчики привыкли с детства забивать мячи, обходя соперников и не гнушаясь подножками.
Пример № 2. Вы не раз слышали, что ваша фирма открывает филиал в Лондоне и руководство озабочено кандидатурой на роль главы этого филиала. Вы спите и видите себя в Лондоне, для чего пятый раз намекаете шефу на свою английскую школу, прошлогоднюю стажировку в Ливерпуле и умение одеваться на английский манер. Вам кажется, что шеф яснее ясного понял ваши намеки. Однако в один ужасный день вы читаете приказ о назначении на эту должность неприметного и честно сказать, малоприятного парня. Почему?
Вывод. Многие женщины часто поступают так, потому что когда-то было дурным тоном озвучивать свои желания. Кое-кто до сих пор страдает этой напастью. Когда хотят получить ко дню рождения плеер, любимому намекают что такой - вот есть у подружки, и мне-де нравится… И очень удивляются, если любимый «не въехал». И подарил кофеварку. Многим из нас кажется, что мужчины обязаны угадывать наши желания, отслеживать недосказанности. Увы! Это редко работает в офисе. Здесь все просто: надо придумать и написать на листке бумаги десяток причин, по которым именно вам нужно поручить Лондон, обосновать их и смелой поступью отправиться на аудиенцию к шефу. Даже если руководство не разделит вашего рвения, все равно запомнит как инициативную и целеустремленную особу. А это уже кое-что!
Когда молчание - золото?
Во время бурного обсуждения «между нами - девочками» мальчиков вашего офиса. Не все обсуждаловки одинаково полезны!
Как говорить?
Большинство высоких постов занимает сильный пол, поэтому нам очень полезно знать, что мужчины кроме всего прочего еще и очень чутки. Манера говорить, умение подавать информацию, даже голос женщины для них - важные детали. Итак, мужчины не любят:
- высоких, визгливых голосов. Очевидно, такие голоса ассоциируются у них с женскими истериками, которых они все панически боятся. Поэтому если тембр вашего голоса оставляет желать, следует поработать над ним «опустив» до более низких нот.
- эмоций через край. Если кто-то из мужчин выйдет из себя на работе, об этом забудут на следующий день. Если из берегов выйдет женщина, ее обзовут истеричкой, обвинят в том, что она «приносит в офис домашние проблемы» и будут долго коситься нездоровыми взглядами.
- длинных монологов. Лучше построить свою речь так, чтобы мужчина был вынужден задать вам вопрос - «Каким образом?» «А дальше?» «Почему так?» В любом случае это уже диалог, а он воспринимается продуктивнее.
- излишней громкости. Переходить на интимный шепот в кабинете начальника - вряд ли серьезное занятие, но громкий голос может навредить не меньше. Психологи говорят, что громкая речь свидетельствует об агрессивности и деспотичном нраве. Пусть лучше шеф считает вас маленькой глупышкой, чем теткой-тиранкой.
- отсутствие фактов. Берите слово только тогда, когда у вас есть эти самые факты. Если их нет, а идея кажется гениальной, придумайте факты на ходу. Слушатель поверит, если говорить уверенным тоном. Хорошо также, чтобы факты были не из области околонаучной фантастики.
- торопливую речь. Чаще всего так говорят неправду.
- лесть. Когда спрашивают ваше мнение - всегда говорите правду. Если что-то не по вкусу, не стесняясь, отвечайте: «Буду откровенной - мне это не нравится». По крайней мере, это будет честно, а если проект завалится, шеф вспомнит, какая вы дальновидная… А если не завалится?! Тогда вы уверенным тоном скажете: «Не ожидала! Меня приятно удивила эта работа. Замечательно!» А шеф поймет - вы бесценный кадр! Ведь только сильные люди умеют вслух признаваться в своих просчетах…
Правило №2: «Рекламируйте себя!»
Держу пари: в детстве мама не раз напоминала вам, что лучшее украшение девочки (девушки, женщины) - это скромность. Что без нее нам, женщинам, ну просто никуда! И вот теперь самые послушные дочки вынуждены признать: излишняя скромность не принесла им желанных плодов. Бизнес - это вам не институт благородных девиц… Как же умудриться не прослыть глупой выскочкой, но и не угодить на должность Золушки?
Сразу договоримся: в статье мы не будем обсуждать затертую тему «как пройти собеседование» - об этом уже столько написано, что можно заучить наизусть. Разве только при собеседовании мы получаем шанс произвести впечатление?
Пример №1. В мире нет ничего постоянного: вот и ваш шеф упаковал вещи и освободил кабинет для своего преемника. Пока еще никто не видел нового начальника, но если присмотреться, то мужчины и женщины очень по-разному переживают это событие. Мужчины не впадают в панику, не смотрятся в зеркальце по сорок минут каждый час и не размышляют вслух на тему «интересно, а он женат?» Хотя, им тоже интересно. Но они заняты другим - мужской прагматичный ум уже планирует, каким образом его обладатель будет представлен новому шефу и каким образом привлечь его внимание к своей персоне. Мы, женщины, будем до последнего думать - гадать, затем обсуждать увиденное («О, он настоящий мачо!» или «Фи, какой не актуальный у него галстук!»), и только оказавшись наедине с «новеньким» отчаянно будем подыскивать нужные слова.
Вывод: при знакомстве с новым руководителем или просто с новым работником (мало ли на какие посты его судьба занесет!) старайтесь производить впечатление человека, пришедшего в офис работать, а не обсуждать поведение и прически коллег. Наверняка у вас на счету есть очень удачные проекты, завершенные вами лично дела, найденные именно вами крупные клиенты. Знакомясь с новыми людьми в офисе, обязательно найдите способ упомянуть об этом факте. Но только факт! Используйте существительные и глаголы, как учил старина Мюллер: «минимум прилагательных!» А уж он знал толк в подковерных играх!
Пример №2. Корпоративные вечеринки только на первый взгляд кажутся веселыми попойками и легким способом скомпрометировать себя. Один мой приятель был назначен руководителем нового отдела. Естественно, у него был испытательный срок, плановое задание на этот срок и изрядный стресс от нехватки времени. Дело усложнялось тем, что ему было предложено привлечь к работе сотрудника из любого другого отдела. Права на ошибку не было: если он выберет «не того» исполнителя, он не успеет. Коллектив он знал плохо, потому что работал не так давно, причем в должности помощника руководителя - знакомиться с другими он просто не успевал и не имел возможности. Ломая голову над вопросом, где взять те «кадры, которые решают все», его неожиданно осенило: он вспомнил последнюю корпоративную вечеринку. Тогда он разговорился с молодым человеком, показавшимся ему довольно интересным работником. Потом он рассказал мне, что теперь использует увеселительные мероприятия для исследований: присматривается к людям.
Вывод: Никогда не знаешь: где найдешь, где потеряешь! Лучше конечно находить, чем терять. Поэтому используйте все имеющиеся поводы в офисе для того, чтобы произвести хорошее впечатление на коллег. Это обязательно когда-нибудь пригодится! А оторваться по полной лучше с подружками…
Как не стать майором Вихрем в юбке?
Разумеется, если мы будем при каждом удобном и неудобном случае вставать и кричать о своей гениальности «по всем вопросам», ничего, кроме раздражения, у окружающих это не вызовет. Если хвастливого мужчину еще кое-как выносят, то женщине это абсолютно не к лицу. Психология женщин такова, что наилучшие отношения мы устанавливаем в обстановке тесной взаимосвязи. Поэтому чем преодолевая страх вставать на совещании и говорить что вы - наилучший вариант для всех вариантов, гораздо эффективнее найти личный способ для самовыражения, при котором вы будете чувствовать себя уверенно. Спланируйте собственную PR - акцию.
Брэнд имени меня
Вы должны стать маленькой, но интересной историей. Чтобы о вас рассказывали вновь принятым работникам. И еще:
- вы обязательно должны отличаться от других. Подумайте хорошенько, что именно позволит вам выделиться не вызывая отторжение коллектива.
- определенный порядок на столе - даже ваше рабочее место должно раскрывать вашу индивидуальность.
- всегда хорошее настроение. В одной фирме перед собеседованием мне выдали листочек с основными правилами для сотрудников. Один из пунктов гласил: «Никогда не плакать в офисе. Не появляться на рабочем месте в дурном расположении духа». Вот так!
- обязательность. Все, что вам поручено, исполняйте точно в срок. При сдаче работы не сдавайте молча папку, а упомяните: «Вы просили к 15-му список кредиторов? Я подготовила». Скоро в голове у шефа отложится: вы - тот самый человек, который всегда все делает в срок.
- ни одной истерики. Какими бы ни были обстоятельства, даже если ваш офис оккупировали ОМОНовцы, нужно взять себя в руки и проявить хладнокровие, чего бы вам это ни стоило.
- «мы» вместо «я». Если только вы не работаете абсолютно индивидуально. А если хотя бы в паре, говорите иногда «мы» - это слово воспринимается слушателем позитивно, тогда как «я» невольно настораживает.
- Если вам поручили крупное дело, разбейтесь в лепешку, но сделайте его «от» и «до». Придумайте делу короткое, но эффектное название. А потом ненавязчиво вспоминайте об этом: «Да, конечно, я попробую найти поставщиков. Когда я искала их в Z («удочка» в вашу прошлую блестящую операцию), тоже были сложности. Однако все получилось. Думаю, на этот раз сработаем не хуже».
И еще. Даже не мечтайте о том, что у вас не будет завистников и врагов. Помните: «Всеобщей равнодушной любовью пользуются только те, кто никому не составляет конкуренции». (Е.Ямпольская)
Да, хвастуны часто слывут «пустыми» людьми. Но чтобы быть весомой, не удастся оставаться скромной тенью. Придется пробовать, искать, экспериментировать, находить свои, «эксклюзивные» способы «раскрутки себя». И рано или поздно это азартное дело обязательно принесет свои плоды!
Правило № 3. «Не настраивайтесь на дружбу.»
Приходя в новый коллектив, мы по странному движению души надеемся, что нам удастся найти здесь новых друзей. Находиться восемь часов в сутки среди друзей - заманчивая перспектива. Но мы забываем о том, что бизнес и дружба очень редко живут вместе.
Влиятельная фигура и свой парень
Пример №1. В каждом офисе есть человек, дружбой, расположением которого очень дорожат. Причем «влиятельная особа» как правило не первое лицо компании, а приближенное. Ее связывают какие-то особые отношения с топ-менеджерами или владельцами предприятия.
Как только вы узнаете «от добрых людей», кто именно является той самой «влиятельно фигурой», вы считаете делом чести искать с ней дружбы. Вы придумываете десятки способов сближения, даже узнаете, как этого удалось другим, но… Получаете весьма прохладный ответ и очень расстраиваетесь.
А в это время мужчина, который пришел даже немного позже вас, уже добился первых успехов в работе - нашел выгодного клиента, заключил сделку, придумал рекламу и т.д. Ему и в голову не приходило покорять «влиятельную особу» - он просто работал! Почему? Потому что мужчины, как правило, очень редко думают на работе о дружбе. Дружить они предпочитает с теми, кого давно знают и список их приятелей не изменился со времен третьего класса. Конечно, они не откажутся от приятельских отношений, но не более того. Мужчины сами хотят стать влиятельными фигурами. Именно поэтому всю энергию они отдают делу.
Пример №2. Вам эмоционально тяжело находиться в сугубо деловой обстановке - хочется иногда отвлечься, поговорить о семейных, личных делах. С одной стороны, это даже имеет свои плюсы - коллеги, как правило, не знакомы с вашими родственниками и вряд ли перескажут вашей свекрови прилагательные, которые вы использовали описывая ее характер. Но случается всякое! Люди знакомятся на сайте знакомств, и узнают, что живут в одном подъезде…
Тем не менее, знакомясь с новыми коллегами вы присматриваете себе будущую подругу. Возможно, вы даже найдете ее и будете дружить: вместе обедать, доверять друг другу женские секреты и «прикрывать» пробеги по магазинам или опоздания. Подруга будет рассказывать вам, что говорят о вас остальные, а вы - ей. Но в один ужасный день вы:
- совершите ужасный промах, а она откажется вам помочь - ведь в первую очередь она думает о себе, что вполне естественно;
- одна из вас получит повышение, а другая будет чувствовать себя уязвленной;
- вы поссоритесь так, что уже не хотите мириться и все, что она о вас знает, останется при ней.
Вы растеряны, обижены. Вы ей так доверяли, а она оказалась совсем не той, за кого себя выдавала…
Посмотрите на мужчин, которые работают с вами. Есть ли среди них те, кто по настоящему дружит друг с другом? Вряд ли вы найдете такую пару. Мужчины преследуют только одну цель на работе, а мы, выходит, две… Не оттого ли они обходят нас?
Вывод: даже если вам очень нравится кто-то из сотрудниц, удерживайте отношения на уровне приятельских. Если вы пришли работать, то добьетесь определенного успеха. Какого - зависит от вас. Люди, как правило, тяжело переносят чужой успех. И тогда вам будет очень больно читать в глазах подруг зависть. Это еще один довод в пользу приятельских, но не близких дружеских отношений. Тем не менее
миф о женской дружбе
– отнюдь не миф. И каждая из нас может привести примеры прекрасной женской дружбы, многолетней и взаимно полезной. Только для того, чтобы понять и оценить качество такой дружбы, нужны годы. «Офисная дружба» этого времени нам не дает: она подвергается проверке на прочность с первого дня. И мы не имеем права на ошибку: выберем не того человека - можем очень сильно об этом пожалеть. Не потому, что женщины плохие. А потому, что бизнес - это соревнование, разновидность спорта. Здесь нужно побеждать, а не искать душевности.
Но вернемся к женской дружбе и заметим, что именно мужчины сделали ее объектом для насмешек, как и нашу якобы неспособность не завидовать друг дружке. Таким образом
мужчины играют против нас.
А именно: мужчины могут стравливать женщин, специально рушить творческие тандемы и отлично сработанные «связки», состоящие из женщин. Достаточно сказать, что «Маша смеялась над твоей прической и говорила, что ты…» - и все, конец вашим взаимоотношениям. Конечно же, вы не пойдете узнавать у Маши, чем ей не нравится ваша прическа - просто начнете либо игнорировать ее, либо открыто враждовать…
К чему стоит относиться с большой опаской в офисе - так это к дружбе между мужчиной и женщиной.
Подумайте: просто так, от благородства души, станут ли мужчины помогать и покровительствовать нам?
В редких случаях - да, но опять таки не бескорыстно: так начальник иногда опекает очень талантливую сотрудницу, которая дорога как ценный специалист. Еще более редкий случай - просто человеческая симпатия. Такое происходит, наверное, раз в год в одной фирме на тысячу. В остальном мужское внимание - это скорее всего будущий харассмент, интрижка или игра против вас. Хотя опять-таки, нет правил без исключений, и может быть вы даже знаете примеры пар, которые познакомились на работе а затем стали счастливыми супругами. Все проверяется временем, даже
мужская дружба.
В пределах офиса - это вообще мало похоже на дружбу. Они конечно же обмениваются мнениями, новостями, и даже, уверяю вас - сплетнями, но никогда не относятся к своей «дружбе» серьезно. Наверное потому, что они менее сентиментальны и у них нет жажды быть доброй, отзывчивой, всеми уважаемой, для всех хорошей и т.д. Им достаточно нравиться самим себе и шефу.
Где дружба, там и вражда
- не случайная народная мудрость. Даже не пытайтесь быть всеми любимой - всегда найдется тот, кому вы совершенно не нравитесь. И пытаться его покорить - бесполезная трата времени. Занимайтесь своим делом и не пытайтесь погасить негатив своим терпением, добротой и т.д. - это невозможно. Мелкие уколы можно игнорировать, а вот если против вас играют по крупному - ответ должен быть адекватным. Но это уже совсем другая тема…
Правило №4: «Примите неизвестность!»
Неизвестность и неопределенность - не самые желанные друзья женщин. Ведь нам всегда очень хочется быть уверенными в том, что все стабильно и устойчиво; мы желаем знать не только о том, как будет называться наша должность через десять лет, но и что будет с нашими внуками через сорок. Именно тяга к стабильности частенько играет против нас.
Новая должность и старые стены
Пример №1. Руководство принимает решение о вашем повышении. Отныне вы - руководитель отдела, вам полагается отдельный кабинет и бразды правления подразделением. Никто не сомневается в справедливости и обоснованности этого решения: вы отличный специалист и единственный подходящий кандидат. Коллеги искренне поздравляют вас, но… Эйфория почему-то очень быстро проходит. На смену ей приходят тревожные мысли: «а вдруг не справлюсь? Что если у меня ничего не выйдет? А если я завалю какое-нибудь важное дело? Какой позор! Что же будет?»
И вот, хорошее настроение, уверенность в себе и креативные предложения, которыми вы блистали еще вчера, сменяются нервно-лихорадочным метанием: «Быть или не быть? Сказать или промолчать? Поручить или сделать самой?» И, наконец: «И об этом я мечтала? К этому стремилась? А как здорово было раньше - начальству можно было не попадаться на глаза месяцами и болтать с девчонками… Зачем мне все это надо? Эти новые обязанности, эта ответственность… И зачем мне этот новый кабинет? В общем отделе даже стены помогали…»
Ностальгия по временам, когда вы ни за что не отвечали, бывает у всех. Но только у женщин она вызывает сомнения и метания, а у мужчин она не вызывает никакого дискомфорта: точно так же они вспоминают о рыбалке со старыми друзьями - было хорошо, ну и что?!
Пример №2. Вы придумали отличное ноу-хау, которое может принести вашей фирме успех и немалый доход. Записались на прием к шефу и изложили ему свою идею. Идея пришлась по душе, но шеф хочет, что вы лично возглавили группу, которая будет двигать проект. В кулуарах только и говорят, что о вашем таланте и гениальности вашей идеи. Начальство предоставляет вам гору полномочий и кучу прав. Вы - в центре событий, все взгляды обращены на вас.
Вам так интересно заниматься проектом, что все свободное время вы думаете над его улучшением, но постоянное внимание к вашей персоне изматывает. Каждое заседание начинается и заканчивается с вашего имени, шеф по нескольку раз на день заходит к вам, чтобы посмотреть, как движется дело. В один ужасный день вы понимаете, что боитесь. Боитесь не оправдать надежд других людей. Боитесь, что иссякнет ваш творческий потенциал и завтра вам нечем будет вызвать восхищение начальства и коллег. Вы начинаете нервничать.
Вывод: Мужчинам с детства приходится рисковать и они с удовольствием пускаются в приключения, не задумываясь о том, как будут выглядеть завтра. Пан или пропал! Женщины хотят знать, что им ничего не угрожает сегодня и ничего не будет угрожать завтра, послезавтра и через семьдесят лет. Но таких долгосрочных гарантий не может дать никто! И они невозможны нигде, а уж тем более - в бизнесе. Если уж вы оказались в эпицентре событий - сделайте все возможное, чтобы довести начатое до конца. Это ваш шанс! И им обязательно нужно воспользоваться. Идите к цели, не задумываясь о побочных эффектах. Позже вы их внимательно проанализируете. Но не сейчас!
Не только вы не знаете, что будет завтра
По большому счету, этого никто не знает. Каждый день чреват неожиданными открытиями и для вашего босса, и для топ-менеджеров. В каждом деле есть доля риска, и вы рискуете не более чем другие. Мир не перевернется даже в том случае, если вас уволят. А уж тем более, если кто-то где-то подумает о вас - «она не компетентна». Но зачастую женщины считают именно свой профессионализм залогом блестящего будущего. И тогда в бесконечном стремлении к идеалу попадают в сети
собственного перфекционизма.
Нет, конечно, никто не станет спорить с тем, что виртуозно выполнять свою работу - это замечательно. Однако мужчины запросто прощают себе мелкие грешки и недостатки, компенсируя их другими своими достоинствами. Но только не женщины! Мы не успокоимся, пока все у нас не будет сделано «на пятерку»: и в этой бесконечно гонке теряем душевное равновесие и уверенность в себе. Ибо кто может похвастаться полным своим совершенством?! Конечно же, мужчина!
«Менеджер, который совершил пять ошибок, всегда лучше менеджера, не совершившего ни одной».
«Потому что первый, по крайней мере, принимал решения и рисковал», - сказал в одном из интервью Бил Гейтс. Мнение человека, носящего это имя, пожалуй, стоит учесть! Ни один человек не прошел свой профессиональный путь, не совершив ошибок, главное - не зацикливаться на них. На свете не так много профессий, где ошибка может стоить чьих-то жизней, и если вы не диспетчер международных авиалиний, то можете расслабиться. Гарантия успеха - (если таковая существует) скорее в огромном интересе к своей работе, чем в осторожном поведении. И всякий мыслящий руководитель прежде оценит тех, кто творчески относится к своим обязанностям, пытается сделать что-то лучше или более кратким путем. И чаще всего эти счастливчики - мужчины. Почему?
С детства мальчиков учат рисковать и не бояться,
в то время как девочки только и слышат: «не упади с дерева! Девочки так не играют», «не играй в футбол, мальчишки собьют тебя с ног. Это занятие не для девочек». К десяти годам мы уже твердо убеждены в том, что нужно себя беречь, что синяки и царапины - удел мальчиков, а для девочек самое главное - чтобы все о нас думали хорошо. Но разве это возможно? В любом случае найдется тот, кто подумает о нас плохо, особенно когда мы захотим чего-то добиться в этой жизни.
Успех не приходит без риска.
Подумайте, что именно кажется вам рискованным. Что вы боитесь потерять? Расположение окружающих? Вряд ли оно зависит от ваших просчетов в бухгалтерском балансе. Уважение начальства? Руководство не настолько глупо, чтобы терять компетентных специалистов из-за их ошибок. Тем более что вы еще не знаете - ошибетесь ли! Ведь проект еще не завален, и даже не начат! А все страхи пока - лишь плод ваших умозаключений. Смелее идите вперед, проявляйте инициативу и не бойтесь оказаться в невыгодном свете. Самый невыгодный свет - это тень, из которой страшно выйти.
|